Skip to main content

Черепахи в производстве предметов роскоши и украшений

Начало применения черепахового панциря, как облицовочного материала и для декорирования различных, в том числе и ювелирных изделий, а также для инкрустаций, относится к 80 г до н. э. Чаще всего использовался панцирь морских черепах вида бисса или настоящая карета. Черепаший панцирь использовался как материал для подделки дерева, украшения предметов интерьера листами (пластинами) поверх отдельного элемента. Продавались роговые пластины, покрывающие костистый верхний слой черепахи. Цена таких пластин зависела от уровня их прозрачности, интенсивности окраски, а также способности к их полировке. Наилучший, крупный сорт привозили из Сингапура и Манилы, из Вест-Индии получался красный сорт, из Гондураса сорт с темными, красными пятнами; худший сорт шел из Бомбея.

В торговлю поступали в основном роговые пластинки, покрывающие костистый верхний щит (карапакс) черепахи биссы. Несмотря на то, что это самая маленькая из морских черепах (её карапакс никогда не превышает 76 см в длину) после полировки именно панцирь этих черепах отличается особо ценимой профессионалами красотой. На щите насчитывается всего тринадцать больших пластинок – пять по центру внизу и по четыре с каждой стороны и в дополнение к ним 24 маленькие пластинки, которые образуют зазубренный край верхнего щита панциря. Большие пластинки перекрывают друг друга от фронтальной части назад, подобно шиферным плитам на крыше – от гребня вниз; перекрытие составляет приблизительно третью часть всего размера пластинки. Размер каждой из них может быть от 20 до 30 см, а вес – 0,25 кг, толщина до 6 мм. Как писали в старых книгах, интерес представляли большие пластинки; мелкие пластинки по краю верхнего щита и пластинки нижнего щита ценились меньше или вообще не имели коммерческой стоимости. С одной черепахи можно получить до 3,5 кг черепахового «щита».

Черепаховый щит размягчается при температуре кипения воды (100°C). При высоких температурах, щит темнеет, а его полупрозрачность уменьшается, поэтому пластины отделяют от верхнего щита, при самых низких температурах. Полученные изогнутые пластины выравнивают с помощью пресса. Для увеличения площади пластинок, правильно скошенные края накладывают друг на друга и спаивают вместе щипцами или в тисках, равномерно нагревая кипящей водой или подвергая равноценному сухому обогреву. В некоторых странах для снятия роговых пластин живых черепах поливали кипятком или поджаривали над огнём. Затем полумёртвых рептилий «гуманно» отпускали в море.

В период расцвета моды на веера наиболее дорогие из них делались так же из панциря черепахи. Большие роговые и черепаховые гребни, мода на которые пришла из Италии, украшались цветными камнями, камеями и инкрустацией. В Италии в XVI веке возникло искусство инкрустации пластин из черепахового панциря медью и другими металлами. В XVII  веке оно распространилось по Центральной Европе. Эту технику довёл до предела мастерства Андре-Шарль Буль – главный мебельный мастер Людовика XIV. С началом XIX века черепаховые изделия пережили «возрождение». Черепаховые гребни для волос вошли в моду в 1870-ые годы после первой постановки оперы «Кармен». Апогея  мода на панцирь черепахи достигла в начале XX века. Тогда же появились имитации панциря черепахи из рога. 

До запрета на лов морской черепахи в Японии существовала традиция резьбы по черепашьему панцирю, точнее - по особым способом подготовленной нижней, исподней пластине черепахового панциря. Это бекко дзайку - буквально «техника обработки черепахового панциря». Среди различных поделок особенно популярны изысканно украшенные заколки и гребни. До введения запрета из Японии экспортировалось 33 тонны панциря черепахи.

В ход шло также черепаховое масло, которое использовалось для изготовления кремов и душистого мыла.

Расцвет использования черепаховых изделий связан с началом викторианской эпохи: периодом промышленного подъема, ростом городов, становлением заносчивой психологии представителей «среднего класса» (middle class), стремившихся окружить себя атрибутами «роскошной жизни». У представителей нового класса считалось хорошим тоном надевать днем черепаховые украшения, менее шикарные и менее дорогие, чем золотые. В России и Европе роговой покров черепахового панциря начали использовать для изготовления заколок, гребней, табакерок, черенков, инкрустированных изделий в XVIII–XIX веках.

Для чего применяли роговые щитки панциря черепах

Красивые гребни, пуговицы, украшения, веера и шкатулки из роговых щитков считались царскими подарками. Их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Также изготавливались пепельницы, рукояти ножей, детали мебели (ручки, замки, выступающие узоры), табакеркирасчёски, очки, медиаторы, вязальные спицы.

В Древнем Риме император Нерон повелел сделать себе роскошную черепаховую ванну. Стоила она, вероятно, не меньше, чем ванна из чистого золота.

Плиний пишет: «Карвилиус Полло, человек щедрых привычек и изобретательный на выдумки, касающиеся отделки предметов роскоши, был первым, кто нарезал панцирь черепахи на полосы и отделал ими ложе и кабинет».

Из однородного черепахового панциря вырезались японские традиционные женские украшения для волос — кандзаси. Мацуба (яп. 松葉簪 мацуба кандзаси, сосновая игла): производятся, преимущественно, из черепашьего панциря. Имеют форму сосновой иглы; самый простой вид кандзаси. Введены в моду таю Ёсивары. Также из черепахового панциря изготавливались такие виды кандзаси, как хираути, тама-кандзаси, ёситё, куси. Самыми дорогими были полупрозрачные желтоватые украшения из панциря без изъянов (точек). Такой панцирь назывался «белым» (яп. 白甲 сироко:).

До начала 70-х годов, черепаховые оправы очков были действительно сделаны из черепашьих панцирей! Панцири добывали в огромных количествах, а затем обрабатывали их, чтобы использовать в качестве оправы для очков и для изготовления других аксессуаров.

В ювелирном деле пластины панциря сочетается с золотом, серебром и перламутром. Панцирь используется также при инкрустации мебели.

Замена черепашьему панцирю

Ремесленник и химик Александр Паркс, запатентовал в 1862 году новый материал под названием «паркезин». Он считается первым синтетическим пластиком. Паркезин стал дешёвой и яркой заменой слоновой кости и черепашьему панцирю.

Сам Паркс не добился коммерческого успеха, в отличие от его изобретения, которое было разработано другими, в том числе и бывшим управляющим фабрики Паркса Дэниэлом Спиллом и бизнесменом Джоном Уэсли Хайатом. Последний основал в США Celluloid Manufacturing Company.

Благодаря этому новому пластику такие товары, как гребни и бильярдные шары, стали доступными гораздо большему количеству людей, демократизировав потребительские товары и культуру.

Правда гребни, изготовленные из целлулоида, оказались очень горючими, в результате чего много женщин сильно пострадали. В 1920-х годах на смену целлулоиду пришли менее горючие материалы, пожары и смерти, вызванные гребнями и расческами, прекратились.

Черепаший панцирь широко использовался до 1970-х годов для производства таких товаров как расчёски, очки, медиаторы, украшения и вязальные спицы. С 1973 года торговля продукцией из черепашьей кости запрещена СИТЕС (исключая старые запасы).

Сейчас разные вида пластика, заменившие черепаший панцирь, и таким образом спасшие множество черепах, загрязняют моря и океаны, что также губит морских черепах и множество других морских животных.