Skip to main content

Черепахи в музыке

Лира из панциря черепахи в Древней Греции

В Древней Греции словом лира обозначался любой инструмент семейства лир — хе́лис (χέλυς букв. черепаха), ба́рбит (βάρβιτον, βάρβιτος), фо́рминга (φόρμιγξ), кифара (κιθάρα). В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутым воловьей кожей). Техника игры на всех античных лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было базовой частью образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) лиры дали название ступеням греческого полного звукоряда; в сущности, названия струн обозначают модальные функции старинного лада. Классической считается 7-струнная лира; в своём семиструнии она рассматривалась как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия — septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные. «Многоструние» (πολυχορδία) приводило к возмущающему душу «многозвучию» (πολυφωνία — это слово не следует понимать в смысле многоголосия) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н.э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.

Греческий миф рассказывает, что лиру изобрел юный Гермес, вестник богов. Ее он сотворил из панциря черепахи, коровьих рогов и трех струн, Аполлон не раздумывая, отдал ему всех священных коров в обмен на лиру.

Легенда про лиру Гермеса

Случилось это в те далёкие времена, когда прекрасный Аполлон, покровитель музыки и поэзии, был простым пастухом. Он не умел ещё играть ни на лире, ни на кифаре, а лишь усердно пас стада коров в зелёных долинах.
Именно в те времена появился на свет и маленький Гермес. С первых дней рождения ребёнок был хитёр, умён, расторопен и к тому же необыкновенно проказлив.
И хотя его босые ножки ещё не были обуты в сандалии с крылышками, он и без них умел переноситься с места на место быстрее ветра.
Однажды маленький Гермес, завёрнутый в пелёнки, лежал в своей колыбели. Вот тогда-то он и замыслил свою первую проделку.
Потихоньку, чтобы не заметила мать, он выпростал из пелёнок сперва одну руку, потом вторую, а потом и обе ножки. И, кое-как выбравшись из пелёнок, вылез из колыбели. Спрыгнул на каменный пол грота и затопал к выходу. У самого выхода лежал панцирь черепахи.

"Эге! - подумал Гермес.- Вот это мне как раз и надо!"

Затем он нашёл три ветки: две большие, изогнутые, и третью - прямую и короткую. Из этих трёх веток, панциря черепахи и семи жильных струн Гермес смастерил первую на земле лиру.
Потом он вернулся обратно в грот. Спрятал лиру в своей колыбели, а сам как ветер понёсся в зелёную долину, где паслось стадо тучных коров Аполлона.
Аполлона в то время возле стада не было. Гермес без помехи отобрал пятнадцать самых лучших коров и погнал к пещере. Там он решил их спрятать. А чтобы замести следы, хитрый мальчишка привязал к коровьим ногам пучки веток. Украденных же коров Гермес ввёл в пещеру задом. И получилось, будто следы ведут не в пещеру, а из пещеры.

После этой проделки Гермес вернулся обратно в грот. Забравшись в свою колыбель, он, плотно завернувшись в пелёнки, сладко уснул.
Вечером Аполлон пришёл в долину за стадом и сразу заметил: нет пятнадцати самых лучших коров! Разгневанный, он поклялся не только найти коров, но и как следует наказать воришку.
Однако как он ни старался, похищенных коров найти ему не удавалось. А когда вещая птица привела его к пещере, где спрятаны были его коровы, Аполлон сказал:
- Глупая птица! Куда ты меня привела? Ты не видишь, что ли, следы ведут не в пещеру, а из пещеры?
В конце концов Аполлон все же дознался, чья это проделка. Разгневанный, он пошел к гроту, где малютка Гермес мирно спал в своей колыбели.
- Послушай, мальчишка! - вскричал Аполлон, вытаскивая Гермеса из колыбели.- Тебя не спасут ни отец, ни мать. Я ввергну тебя в мрачный Тартар, если ты не вернёшь мне коров.
Но хитрый Гермес сделал вид, будто только что пробудился от сладкого сна. Невинными глазами он смотрел на Аполлона, кротко ему отвечая:
- О сын Зевса! О златокудрый Аполлон! Разве этим я занят? Другие у меня заботы. Я думаю лишь о молоке матери да о своих пелёнках. Какое мне дело до твоих коров!
Как ни сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от маленького плута. Тогда он заставил Гермеса идти вместе с ним на гору Олимп к мудрому Зевсу, главному богу древних греков.
Мудрый Зевс сразу догадался о проделке Гермеса и приказал немедленно вернуть Аполлону украденных коров.

И Гермес привёл Аполлона к пещере.
- Вот здесь твои коровы,- сказал он. А сам достал лиру, сделанную из панциря черепахи, трёх веток и семи жильных струн и, усевшись на камне у входа в пещеру, стал на ней играть. Дивная музыка огласила долину и песчаный берег моря.
Аполлона так пленили звуки лиры, что он тут же предложил Гермесу всех коров, лишь бы овладеть прекрасным инструментом. С того самого дня Аполлон навсегда забросил свои стада, чтобы никогда более не расставаться с лирой. Где бы ни пришлось увидеть изображение древнегреческого бога поэзии и музыки, в руках он всегда держит семиструнную лиру.

Трещотки североамериканских индейцев

Трещотки, используемые североамериканскими индейцами, изготавливаются из тыквы, сыромятной кожи, панциря черепахи и рогов. Трещотки из тыквы, широко распространенные в юго-западной части США, изготавливают из высушенной тыквы с удаленной мякотью и наполненной сухими семенами. Отверстие закрывается ручкой. Для изготовления черепаховой трещотки берут панцирь черепахи и наполняют его мелкими камнями.

Внутри трещоток из сыромятной кожи также находятся мелкие камни. Для изготовления трещоток из рога используются рога буйволов. Рога выскабливают, высушивают и наполняют мелкими камнями. В некоторых племенах используются также трещотки из оленьих копыт. Оленьи копыта прикрепляют к палке, которая издает звук при тряске.

Калимба

Древнейший и самый распространенный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют "африканское ручное фортепиано"; это довольно виртуозный музыкальный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. 

Гуиро

Кубинский шумовой музыкальный инструмент, разновидность трещотки, изготовленный из высушенной тыквы "калебасы", с горизонтальными насечками по бокам. Играют на гуиро палочкой, которой проводят по насечкам. Бывают инструменты с двумя рабочими поверхностями разной формы. Guiro распространен на Кубе, в Пуэрто-Рико и Перу, а также на Карибах. Иногда инструмент украшают сложными орнаментами и придают ему скульптурную форму. Существует множество вариаций гуиро, в том числе в форме зверей и насекомых.

Алтайская глиняная окарина

Окарина - духовой этнический инструмент, род свистковой сосудообразной флейты. Существуют глиняные, фарфоровые и деревянные окарины. Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой в Италии Джузеппе Донати в 1860 году и используемой в классической музыке; её также называют «классическая окарина». Народные окарины используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной Европе и других местах. Во многих культурах свистулька считается детской игрушкой, в Европе она распространилась в этом качестве в середине XIX века.

Информация и фото частично взяты из группы "Черепашарий" (ВК)